|
Електронний архів Полтавського університету економіки і торгівлі >
Навчально-науковий інститут денної освіти >
Кафедра правознавства >
Монографії (ННІДО П) >
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://dspace.puet.edu.ua/handle/123456789/6691
|
Название: | Правове регулювання створення та діяльності промислово-фінансових груп |
Другие названия: | Legal regulation of establishment and activities of industrial and financial groups Правовое регулирование создания и деятельности промышленно-финансовых групп |
Авторы: | Деревянко, Богдан Володимирович Derevyanko, Bogdan |
Ключевые слова: | суб'єкт господарювання субъект хозяйствования economic entity об'єднання підприємств объединение предприятий corporations’ union порядок створення ПФГ порядок создания ПФГ the order of IFG creation Генеральна угода ПФГ Генеральное соглашение ПФГ IFG General agreement спеціальні фонди специальные фонды a special fund управління ПФГ управление ПФГ IFG management державне регулювання государственное регулирование government regulation |
Дата публикации: | 2004 |
Издатель: | Донецький юридичний ін-т МВС України, Донецький національний ун-т МОН України |
Библиографическое описание: | Деревянко Б. В. Правове регулювання створення та діяльності промислово-фінансових груп : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.04 / Деревянко Богдан Володимирович. — Донецьк, 2004. — 227 с. |
Аннотация: | У роботі сформульовано поняття ПФГ як промислово-фінансового об’єднання підприємств особливого виду, яке створюється і діє на засадах партнерських відносин між державою та суб’єктами господарювання. Удосконалено надане у законодавстві визначення поняття ПФГ. Виокремлено стадії створення ПФГ, запропоновано шляхи спрощення порядку створення ПФГ. Обґрунтовано доцільність встановлення у законодавстві вимоги створення спеціальних фондів ПФГ. Удосконалено визначення правової природи Генеральної угоди ПФГ з урахуванням її кваліфікації як організаційного господарського договору. Систематизовано основні принципи правового забезпечення державного регулювання створення та діяльності ПФГ. Дістало подальший розвиток правове забезпечення управління ПФГ з урахуванням необхідності посилення принципів централізації в управлінні ними.
Диссертация посвящена решению основных проблем правового регулирования создания и деятельности ПФГ.
В первом разделе дана общая характеристика ПФГ как субъекта хозяйственного права, проанализированы особенности развития промышленно-финансовой интеграции, исследованы вопросы понятия и видов ПФГ, а также правовые основы создания и деятельности ПФГ и промышленно-финансовых объединений в зарубежных странах. На основе проведенного исследования определена правовая природа Генерального соглашения ПФГ как особого вида договора о совместной деятельности – организационного хозяйственного договора, который заключается с участием хозяйственных организаций и органов государственной власти, содержит элементы частноправового и публично-правового регулирования, направлен на создание нового субъекта хозяйствования и обеспечение организационно оформленной совместной деятельности его участников. Аргументирована необходимость предоставления участникам ПФГ права выбора той или иной организационно-правовой формы объединения предприятий, независимо от наличия либо отсутствия статуса юридического лица. С учетом правовой природы Генерального соглашения ПФГ, сформулировано доктринальное определение понятия ПФГ как промышленно-финансового объединения предприятий особого вида, которое создается и действует на началах партнерских отношений между государством и субъектами. Усовершенствовано легальное определение понятия ПФГ путем: уточнения, что ПФГ является объединением предприятий; установления обязательных и возможных участников ПФГ; указания специального порядка как создания, так и реорганизации и ликвидации ПФГ. Кроме этого, сделан вывод о необходимости уточнения понятия хозяйственной организации в статье 55 ХК Украины путем дополнения объединениями предприятий перечня видов субъектов, относящихся к хозяйственным организациям, что позволит устранить несогласованность между статьями 55, 118, 125 ХК Украины.
Второй раздел посвящен исследованию вопросов создания и организационно-правового обеспечения деятельности ПФГ. Анализируется действующий порядок создания ПФГ, в котором выделяются стадии создания ПФГ: стадия согласования частных интересов участников ПФГ (подготовка и принятие инициаторами создания ПФГ Генерального соглашения ПФГ и вспомогательных решений), стадия согласования частных и публичных интересов (подготовка и принятие Кабинетом Министров Украины решения о создании ПФГ), стадия государственной регистрации ПФГ. Сделан вывод о необходимости и возможности сокращения сроков создания ПФГ за счет сокращения длительности подготовки и принятия Кабинетом Министров Украины решения о создании ПФГ. Проанализированы условия создания ПФГ и сформулированы предложения по их совершенствованию, в частности предлагается отменить применительно к банкам установленный запрет на участие в двух и более ПФГ, также отменить ограничение, согласно которому в состав ПФГ может входить только один банк, предусмотреть возможность создания ПФГ независимо от объема реализации конечной продукции и др. Исследованы особенности формирования и использования имущественной базы ПФГ как самостоятельного субъекта хозяйствования и обоснована целесообразность установления в законодательстве требования о создании в рамках группы за счет отчислений ее участников специальных фондов ПФГ – фонда финансирования НИОКР и резервного фонда ПФГ.
На основе проведенного исследования получило дальнейшее развитие правовое обеспечение управления ПФГ, а именно обоснована целесообразность закрепления в законодательстве права головного предприятия ПФГ давать участникам группы обязательные к исполнению указания, а также введения в законодательство о ПФГ института уполномоченного постоянного представителя участника ПФГ для осуществления надзора за деятельностью президента ПФГ и администрации головного предприятия ПФГ с целью своевременного информирования руководителя участника ПФГ о необходимости созыва общего собрания уполномоченных представителей участников ПФГ. Такой порядок управления позволит усилить принципы централизации, необходимые для достижения цели деятельности группы, и при этом обеспечить защиту прав участников ПФГ.
В третьем разделе исследованы вопросы государственного регулирования создания и деятельности ПФГ в Украине, систематизированы основные принципы его правового обеспечения, среди которых: применение к ПФГ и их участникам целевого программного подхода при принятии решений о предоставлении и изменении льгот ПФГ, установление взаимных обязательств между государством и ПФГ, стимулирование деятельности ПФГ и ее участников лишь в пределах реализации государственных программ, предоставление льгот участникам ПФГ или группе в целом как самостоятельному субъекту хозяйствования, что должно сочетаться с установлением мер предупреждения правонарушений со стороны субъектов хозяйствования и ответственности в случае нарушений.
Рассмотрены правовые средства государственного стимулирования, способные содействовать активизации создания и деятельности ПФГ и сформулированы соответствующие предложения к законодательству. На основании выводов, сформулированных по результатам проведенного в разделе анализа, предложены изменения к статье 4 Закона Украины о ПФГ, установливающей льготы, предоставляемые ПФГ.
Основным прикладным результатом исследования является разработка проекта Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» и в некоторые другие законодательные акты Украины».
The work specifies the notion of industrial-financial group (IFG) as the kind of corporations’ union, wich has special procedure of creation and activity on base of the partner's relations between state and subjects of commerce. It is advanced the notion of IFG given in legislation. The main stages of creation of IFG were defined and the ways of simplification of the process of their formation were suggested. The practicability of the determination in legislation of the requirement of IFG special fund making is motivated. The determinations of legal nature of IFG General agreement with provision for its qualification as organizing economic agreement is advanced. The main bases of government regulation of IFG creation and activity are worded. Legal provision of IFG management with taking into account the need of the reinforcement of centralization and management principles has got further development. |
URI: | http://dspace.puet.edu.ua/handle/123456789/6691 |
Располагается в коллекциях: | Монографії (ННІДО П)
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
|